Когда нужно часто перевозить по участку тяжести: стройматериалы, землю или удобрения, — без тачки не обойтись. Расскажем, как выбрать тачку, которая облегчит вам жизнь.
Источник: shutterstock.com
Условно все тачки можно разделить на садовые и садово-строительные. Садовые используют для ухода за участком, садом и огородом, а садово-строительные подходят и для стройки. На практике тачку нужно выбирать исходя из своих задач, рельефа участка и груза, который вы собираетесь возить. При выборе обращайте внимание на кузов, колеса и ручки, а также грузоподъемность тачки.
Кузов
Кузов — это основа тачки. От него зависит, сколько груза поместится в тачку и насколько удобно будет его выгружать. Тачки различаются по форме, особенностям конструкции, материалу, размерам и объему кузова.
Форма кузова
По форме кузова тачки бывают квадратными, овальными или трапециевидными:
- В квадратной тачке удобно перевозить штучные предметы с четкой геометрической формой — кирпичи или строительные блоки. Сыпучие материалы тоже можно перевозить, но высыпать их из квадратной тачки будет сложно.
- Из овальной или трапециевидной тачки высыпать содержимое проще, поэтому эти формы кузова лучше подходят для сыпучих материалов: земли, песка, удобрений или щебня. В овальном кузове вес груза распределяется так, что большая часть его приходится на колеса — это снижает нагрузку на руки и спину.
Конструкция кузова
На внешней стороне кузова у некоторых моделей тачек есть ребра жесткости, которые укрепляют конструкцию. Такие тачки отличаются большей грузоподъемностью, и их чаще всего используют на стройках. Но из-за ребер жесткости из кузова тяжело высыпать влажный груз, особенно если край для выгрузки не закругленный, а прямой.
Источник: shutterstock.com
Если вы планируете перевозить влажный груз (цементный раствор, мокрый песок или землю), возьмите тачку с упором для выгрузки. Это часть рамы, которая выступает за колесо и не дает тачке катиться, когда ее приподнимают, чтобы вывалить груз. Упором для выгрузки комплектуют тачки грузоподъемностью от 120 кг.
Упор для выгрузки. Источник: shutterstock.com
Если тачка двухколесная, упор должен находиться между колесами, под краем для выгрузки. Упор также позволяет хранить тачку вертикально — так она занимает меньше места.
Материал кузова
Кузов тачки делают из оцинкованной стали или прочного пластика:
- Стальной кузов устанавливают на садово-строительные тачки. Он ударопрочный и устойчив к мелким царапинам и сколам. Чтобы металл не ржавел, его покрывают порошковой краской или оцинковывают. Толщина стенок у такого кузова может быть от 0,8 до 1,5 мм.
- Пластиковый кузов ставят на небольшие садовые тачки. Он не рассчитан на перевозку тяжелых грузов и от избыточной нагрузки быстро потрескается, покроется царапинами и сколами. От воздействия прямых лучей солнца пластик тоже теряет свои свойства, поэтому на улице хранить такие тачки нельзя.
Размеры и объем кузова
Минимальные габариты кузова тачки — 800 х 660 х 230 мм, максимальные — 950 х 640 х 320 мм. Объем кузова садовой тачки варьируется в пределах от 65 до 90 л, а садово-строительной — от 130 до 350 л. Чем больше кузов, тем он тяжелее и тем сложнее управлять тачкой.
Колеса
От материала и количества колес зависит распределение веса и маневренность. На удобство эксплуатации влияет и диаметр колес: чем он больше, тем лучше амортизация, проходимость и управляемость тачки.
Материал колес
У тачек бывают пневматические (с камерами, которые надо накачивать) или цельнолитые пенополиуретановые колеса.
Слева тачка с пневматическими колесами, справа — с литыми покрышками
Тачка с хорошо накачанными пневматическими колесами без проблем едет по неровной поверхности, мокрой земле и песку. Даже полностью нагруженной тачкой довольно легко управлять. Минус пневматических колес в том, что камеру надо поддерживать в рабочем состоянии — периодически накачивать и иногда чинить или менять на новую. Такие колеса не слишком надежны для работы на стройке, где много предметов и поверхностей, которые могут повредить камеру: осколков, острых камней или гвоздей.
Источник: shutterstock.com
Колеса с литыми покрышками нельзя пробить, так как у них внутри нет воздуха. Но если тачка нагружена хотя бы наполовину, такие колеса могут проседать, тормозить и вязнуть под тяжестью груза, особенно на мокрой земле, траве, песке или неровной поверхности. Тачкой сложнее управлять из-за низкой амортизации.
Если вас не устраивают колеса в уже купленной тачке, их можно поменять: надувные с камерой — на литые и наоборот. Чтобы новые колеса подошли, при подборе нужно обращать внимание на ширину колеса и диаметр оси.
Количество колес
Тачки бывают одно- и двухколесными. У одноколесных тачек хорошая маневренность: они легко проедут по узкой дорожке. Однако нужно прилагать определенные усилия, чтобы удерживать тачку в равновесии, и ей сложнее управлять на неровной поверхности. Такие тачки удобны на относительно ровном приусадебном участке.
Двухколесные тачки хорошо держат равновесие, более устойчивы и лучше преодолевают рельеф. Но они менее маневренные.
Источник: shutterstock.com
Ручки
Чаще всего у тачек две ручки, но у садово-строительных бывает и одна — П-образная. Две ручки позволяют лучше маневрировать, а одна — легче толкать тачку вперед, помогая себе корпусом. Для перевозки только тяжелых грузов по относительно прямым дорогам лучше купить тачку с одной ручкой.
Тачка с П-образной ручкой
Парные ручки бывают прямыми или немного изогнутыми и разведенными в стороны. Удобнее тачки с изогнутыми ручками — они подойдут людям любой комплекции.
Важно и наличие на ручках противоскользящих накладок. Они бывают пластиковыми или прорезиненными. Пластиковые рукоятки прочнее, а прорезиненные тактильно приятнее и лучше гасят вибрацию.
Грузоподъемность
Садовые тачки имеют грузоподъемность 65–120 кг, а садово-строительные могут выдерживать грузы от 130 до 350 кг.
Грузоподъемность зависит от конструкции тачки, толщины и диаметра трубы, из которой сделана рама, и устройства оси колеса. У тачек с увеличенной грузоподъемностью диаметр трубы больше 32 мм, а толщина ее стенок — 1,2 мм. Кузов при этом может быть любого объема.
Тачки с небольшой грузоподъемностью перегружать нельзя: от избыточного веса деформируются части рамы или крепления колеса, в результате ухудшается маневренность. Если вы планируете перевозить мешки грунта, цемента, камни, гравий или песок, берите тачку с грузоподъемностью не меньше 130 кг.
Резюме
Выбирайте подходящую тачку исходя из ваших задач. Обращайте внимание на особенности кузова, колес и ручек, а также грузоподъемность.
В тачках с квадратным кузовом удобнее перевозить геометрические предметы вроде кирпичей, а в овальных и трапециевидных — сыпучие материалы. Тачки с металлическим кузовом прочнее — их можно использовать и на стройке, и в саду. Пластиковые тачки не рассчитаны на перевозку тяжелых грузов.
Одноколесные тачки благодаря маневренности подойдут для узких дорожек, а двухколесные — если нужно возить грузы по неровной поверхности. Пневматические колеса хорошо едут по мокрой земле и песку, зато литые покрышки нельзя пробить.
Если у тачки две ручки, будет удобнее маневрировать, а если одна — легче толкать вперед. Выбирайте тачку с противоскользящими накладками на рукоятках.
Для строительных работ на участке вам подойдет усиленная двухколесная тачка с толстым кузовом из оцинкованной или окрашенной стали. Если же тачка нужна только для работы в саду и огороде, хватит и небольшой модели с пластиковым кузовом, но ее важно не перегружать.