Любое новое строительство начинается с освоения участка, а значит, со строительства въезда для легковых и грузовых машин. Важно, чтобы въезд выдержал строительную технику во время стройки, а после по нему было удобно заезжать на участок на легковом автомобиле. Разбираемся, как правильно сделать такой въезд.
Источник: shutterstock.com
Почему въезд нужно сделать сразу
Любой новый коттеджный поселок, где только нарезали участки, — это дороги и дренажные канавы вдоль них. Канавы нужны, чтобы осушить территорию. Так строительная техника не увязнет во влажном грунте, а сами участки не превратятся в болото во время проливных дождей и таяния снега. Чтобы начать освоение участка, нужна надежная переправа через дренажную канаву.
Не все работы вы сможете сделать самостоятельно. Если канава, через которую вы строите мост, неглубокая, воды в ней немного и ваш участок находится не в заболоченной местности, вы справитесь сами. Но если вам нужно построить въезд на заболоченный участок с проблемным, подвижным грунтом и очистить дренажную канаву от большого количества ила, без бригады с мини-экскаватором не обойтись.
Проектируем въезд
Прежде чем приступить к устройству въезда, его нужно спроектировать: выбрать место и размер въезда, нарисовать схему и план покрытия, изучить тип грунта и решить, каким будет финишное покрытие. Делать декоративное покрытие и устанавливать дизайнерские ворота, пока стройка в разгаре, не стоит: их можно повредить.
Выбираем место въезда
Чем ближе въезд к входу в дом, тем практичнее: короткую дорожку легче чистить от снега. Но не загоняйте въезд в самый угол участка. Между въездом и забором должно быть удобно маневрировать на машине и разгружать стройматериалы. Здесь же в перспективе можно разместить хозпостройки: сарай для инвентаря или навес для дров. Склад или сарай возле въезда — это удобно, потому что меньше придется перемещать тяжелые грузы по участку.
Источник: shutterstock.com
Выбираем размер въезда
Чаще всего въезд на участок делают шириной 6 м — это стандартная длина дренажной (водопропускной) трубы, которую укладывают в канаву под будущим мостом. Труба станет продолжением канавы, когда вы засыплете ее часть, чтобы сделать въезд на участок. Так дренажная система будет продолжать работать и ваш участок не затопят ни дожди, ни талая вода.
Источник: shutterstock.com
Делать въезд шириной меньше 6 м не имеет смысла, иначе труба будет торчать из-под моста, а большие машины не смогут заехать на участок. Некоторые владельцы приобретают две трубы, соединяют их вместе и делают 12-метровый въезд. Но такую длинную трубу сложнее чистить, поэтому придется разместить между трубами смотровой дренажный колодец.
Источник: shutterstock.com
Если у вас хорошие отношения с соседями, договоритесь с ними и сделайте общий большой въезд — в два раза шире стандартного. Так строить выгоднее. Кроме того, дополнительное пространство перед участком до забора и ворот никогда не бывает лишним, потому что здесь можно разгружать, сортировать и временно складировать материалы для строительства и ландшафтных работ. В будущем на таком широком въезде гости смогут оставлять свои машины, чтобы не бросать их на дороге.
Рисуем схему въезда и план покрытия
Для строительства въезда обычно используют гофрированные дренажные трубы из полиэтилена, потому что они достаточно прочные. Это важно, так как именно по проложенным в переправе трубам будут заезжать на участок грузовые машины и строительная техника. Перед тем как положить трубу в канаву, на дно насыпают песчаную подушку, чтобы труба не утонула в мягком грунте.
Переправа должна быть с твердым покрытием и для проезда грузовиков. Вместе с мостом на «берегу» участка нужно сделать ровную площадку с хорошо уплотненным грунтом.
С двух концов будущего моста, там, где заканчивается дренажная труба, возводят подпорные стенки. Затем трубу засыпают карьерным песком, песчано-гравийной смесью или щебенчато-песчаной смесью, а сверху делают твердое покрытие из мелкого щебня.
Если вы не готовы к масштабным бетонным работам, можно сделать подпорные стенки из габионов. Их можно купить готовыми, заказать по индивидуальным размерам или сделать самим.
Источник: avsycheva-landscape-design.ru
Если канава неглубокая, а проезд крупнотоннажного транспорта не планируется, можно укрепить края моста насыпью из крупных камней.
Источник: shutterstock.com
Изучаем грунты
Если на вашем участке проблемный грунт, например торфяник, подвижные слои глины и высокий уровень грунтовых вод, затраты на постройку въезда будут выше, потому что вам придется убрать старый грунт из дренажной канавы и завезти новый — песок или щебенчато-песчаную смесь. Для этой работы потребуется экскаватор и бригада рабочих.
Если в дренажной канаве постоянно стоит вода, ее придется регулярно чистить и углублять. Проверьте, может быть, канаву, проходящую вдоль вашего участка, перекрыли соседи. Обратитесь в управляющую компанию коттеджного поселка или к соседям, чтобы они восстановили дренажную систему.
Тип финишного покрытия
Для финишного покрытия выбирают гранитный щебень мелкой фракции и отсев — мелкодробленый гранит с размером фракции до 5 мм. После первых дождей такое покрытие превратится в твердую корку — будет хорошо держать форму. Тогда колеса машин не оставят следов и не появятся лужи. Отремонтировать такое покрытие легко: нужно только подсыпать смесь щебня и отсева и разровнять поверхность.
Источник: shutterstock.com
Если въезд выходит на асфальтированную дорогу, его поверхность тоже лучше заасфальтировать или положить дорожную плитку. Асфальтовое покрытие вашего моста должно быть под небольшим уклоном в сторону дороги. Достаточно 1–2 см на 1 м. Иначе весной вся грязь с дороги потечет под ваши ворота.
Покупаем материалы
Для организации въезда через канаву нужны дренажная труба, песок и щебень. Расскажем, как их выбрать.
Дренажная труба
Для строительства въездов обычно выбирают двустенную гофрированную дренажную трубу из полиэтилена низкого давления (ПНД) диаметром 315/276 мм или 400/348 мм (первая цифра в дробном числе — наружный диаметр, вторая — внутренний).
Источник: shutterstock.com
Если почва песчаная, а канава неглубокая (до 60–70 см) и в ней немного воды, купите трубу диаметром 315 мм. Для канавы, в которой по весне застаивается вода, лучше перестраховаться и приобрести трубу 400 мм.
В описаниях ПНД-труб есть еще маркировка SN, которая обозначает жесткость труб. Выбирайте SN8 — такая труба выдержит вес и легкового, и грузового автомобилей.
Песок
Для ландшафтных работ используйте не намывной строительный песок, а карьерный с примесью глины и камней: он хорошо слеживается и образует твердую ровную поверхность. К тому же он дешевле.
Источник: shutterstock.com
Для засыпки трубы, которую нужно будет поместить в канаву, выбирайте песок, песчано-гравийную смесь (ПГС) или щебенчато-песчаную смесь (ЩПС). Принципиальной разницы между этими материалами нет — выбор зависит только от того, что вам удобнее купить и доставить на стройку.
Щебень
В качестве финишного слоя можно использовать известняковый или гранитный щебень мелкой фракции. Гранитный щебень нужно сверху чем-то покрывать, например асфальтом или отсевом, а известняковый слеживается, образуя прочную корку, и может служить основным покрытием.
Известняковый щебень. Источник: shutterstock.com
Делаем въезд
Если место будущего въезда ровное, канава сухая и неглубокая, а почва относительно твердая, можно обойтись своими силами и сделать въезд самому. Для этого вам понадобятся строительные тачки для перевозки песка и лопаты.
Последовательность работ:
- Прочистите всю дренажную канаву вдоль вашего участка от зарослей и донного ила. При необходимости углубите ее лопатой.
- Насыпьте на дно расчищенной канавы в месте будущего въезда песок и утрамбуйте его. Слой песка должен быть 15–20 см.
- Положите на песчаную подушку трубу. Продолжайте засыпать канаву песком. Делайте это слоями, а все слои утрамбовывайте. Если песок сухой, пролейте его водой, чтобы хорошо утрамбовать.
- Укрепите въезд насыпью камней, габионами или железобетонными подпорными стенками — в зависимости от того, какой транспорт будет ездить по мосту. Если вы выбираете железобетонные стенки, их придется изготовить на месте, залив бетонный раствор в опалубку. Если вы никогда не работали с железобетоном сами, обратитесь за помощью к профессионалам.
- Сделайте финишный слой из гранитного щебня мелкой фракции и отсева и тщательно выровняйте его лопатой или граблями. Нужно, чтобы покрытие немного возвышалось над дорогой: со временем оно осядет. Обычно это происходит зимой или осенью, после первых затяжных дождей. Но если вы построили въезд летом и хотите ускорить процесс, а заодно избавиться от гранитной пыли, то тщательно пролейте водой покрытие после укладки и выравнивания.
- Если в вашем поселке будут асфальтировать дороги, договоритесь, чтобы рабочие заодно заасфальтировали и ваш въезд.
Въезд на участок готов. После окончания всех строительных работ нужно будет смонтировать декоративное покрытие, чтобы въезд был по-настоящему парадным.
Чтобы въездная зона была комфортной и безопасной, проведите освещение, сделайте удобную для маневрирования площадку с навесом для машины и поставьте автоматические въездные ворота.
Как сделать автоматические распашные ворота
Узнайте большеРезюме
Чтобы освоить участок под строительство, нужно сделать так, чтобы на него могли въехать большегрузы и строительная техника. Как правило, въезд на новые участки делают через дренажные канавы.
При проектировании въезда нужно решить, где именно он будет располагаться, определиться с его размером, сделать схему и план покрытия, изучить тип грунта и выбрать финишное покрытие. Для устройства въезда нужны дренажная труба, песок и щебень.
Если дренажная канава неглубокая и участок незаболоченный, то все работы можно выполнить самостоятельно. Если грунт сложный (сырой и подвижный), понадобится помощь профессионалов.