Произведения искусства, а также любительские фотографии, детские рисунки, постеры и коллажи оживляют пространство дома и добавляют положительных эмоций. Рассказываем, как органично вписать их в интерьер, как подсветить, по каким правилам и схемам размещать на стенах и какие приемы использовать, чтобы получить интересные композиции.
Источник: shutterstock.com
Подбираем картины
Обычно картины и другие художественные работы развешивают в конце оформления интерьера. На стенах к этому моменту должна быть финишная отделка: краска, обои или декоративная штукатурка, на полу — напольное покрытие: ламинат, паркет или керамогранит. На окнах должны висеть шторы или жалюзи, а мебель — стоять на своих местах. В виде исключения иногда под ценную коллекцию искусства специально проектируют интерьер и отделку.
Перед тем как повесить на стену картину, нужно оценить общую колористику интерьера и особенности геометрии пространства, чтобы решить, какие акценты и где расставить. При этом учитывают цвет и размер картин, а также есть ли у них рамы (багет) и какие они по стилю и объему.
Цвет
Нужно, чтобы цвет картины подходил к интерьеру. Здесь есть два подхода: цвета на картине должны быть представлены в отделке, мебели или текстиле либо картина, наоборот, должна быть контрастной по отношению к цветам интерьера.
Идеи цветовых решений для гостиной
Узнайте большеЦветовую композицию можно выстроить, воспользовавшись цветовым кругом Иттена, где самые популярные схемы сочетаний — это аналоговая, в которой комбинируют близкие цвета, и комплементарная, построенная на контрастных цветах.
Черно-белая графика и фотографии подходят по цвету практически к любому интерьеру, а монохромная гамма в обстановке станет выгодным фоном для яркой живописи.
В художественных галереях, чтобы зритель максимально сконцентрировал свое внимание на предметах искусства, стены делают офф-вайт или легкого серого оттенка. Если у вас ценная живопись или вы просто хотите подчеркнуть колорит картины, воспользуйтесь этим приемом.
Багет
Бывает так, что полотно нравится, подходит к цветовой гамме интерьера, но в комнате все равно выглядит негармонично. Чтобы изменить ситуацию, иногда достаточно просто поменять раму: резной массивный багет будет хорош для неоклассических и ретроинтерьеров, а тонкие рамы и даже отсутствие таковых — для помещений в современных стилях. Это общие правила, и, если вы приобретаете картину в багете, опирайтесь на них.
Размер
Произведение искусства в интерьере дома должно быть соразмерным помещению и другим предметам, чтобы создать уравновешенную композицию с остальной обстановкой. Слишком крупное полотно будет смотреться громоздко в маленькой комнате, недостаточно большое — потеряется.
Некоторые картины нужно рассматривать издалека: когда есть крупные мазки, дробная техника, как у импрессионистов, или детали, которые складываются в целую композицию на расстоянии. В галерее такая живопись может выглядеть эффектно, а в небольшом помещении, когда нет возможности отойти на 3–4 м, — размываться в бесформенное пятно.
Размеры картины должны быть пропорциональны габаритам стоящей рядом мебели. Ориентируйтесь на соотношение 2:1, где 2 — длина горизонтально ориентированного предмета мебели (например, дивана), 1 — длина картины. Если вы хотите повесить несколько картин, выбирайте полотна вертикальной ориентации.
Чтобы насыщенная по цветам картина визуально не перевешивала предметы мебели светлых тонов, диван или кресла можно «утяжелить» темными либо яркими предметами текстиля: подушками, покрывалами и ковриками. Так вы «заземлите» общую композицию — для человеческого глаза комфортнее, когда часть интерьера ближе к полу смотрится тяжелее верхней или находится в равновесии с ней.
Как повесить картину на нужной высоте
Чтобы на картину было удобно смотреть, ее помещают на уровне глаз. У каждого он свой, но обычный диапазон — 120–170 см от пола. Если усреднить это значение, то ориентироваться можно на 145 см. Мысленно проведите воображаемую горизонтальную линию на этом уровне, а лучше — начертите ее мелом на стене. Когда картина одна и большая, ее размещают так, чтобы воображаемая линия делила полотно пополам.
Источник: shutterstock.com
Бывает исключение из «правила 145 см»: если в комнате люди обычно сидят или лежат (в кухне, столовой или спальне) — определитесь, на какую высоту вам комфортно смотреть сидя или лежа, не задирая головы. Обычно это около 120 см — нижний край рекомендуемой высоты развески.
Лучшие способы создания настенных галерей
Для одной картины достаточно выбрать место и высоту, но коллекция картин, развешенная без системы, создает хаос. Особенно если это разножанровые произведения искусства: живопись, графика, гербарии или фотографии разного размера и форм. Организовать размещение картин на стене помогут приемы выстраивания по линиям: центральной, верхней, нижней, а также по вертикальному отвесу и по контуру.
Центральная линия
Центральная линия в качестве отправной точки поможет разместить одинаковые или разные по форме и размеру произведения искусства в один ряд. Расположите художественные работы так, чтобы центр каждого изображения лежал на той же линии, что и центры других изображений.
Источник: shutterstock.com
Верхняя и нижняя линия
Все верхние или все нижние края картин можно выровнять вдоль одной условной черты — по верхнему или нижнему краю рамы. Способ нижнего выравнивания подходит не только для расположения картин на стене, но и для расстановки произведений искусства на полке.
Верхнее и нижнее выравнивание можно комбинировать, если развешивать картины в два ряда. Тогда нижний ряд будет выстроен по верхнему краю рам, а верхний ряд — по нижнему. Между ними будет проходить условная центрирующая линия.
Источник: shutterstock.com
Вертикальный отвес
Для вертикального размещения картин подойдет метод отвеса. С его помощью определяют центрирующую вертикальную линию, вдоль которой «нанизывают» художественные произведения. Способ используют, чтобы выстроить коллекцию в узком пространстве (между дверями и в нише) или чтобы сделать ряд отвесов разных рамок, нанизанных на перекладину.
Контур
Картинами и другими произведениями искусства можно заполнить условно очерченный контур. Контуры бывают квадратными, прямоугольными и фигурными. Заполнить это пространство можно однообразными по форме рамами или же подобрать разноформатные художественные работы. Таким образом вы составите единую композицию из разрозненных элементов.
Нестандартные решения: асимметрия
Помимо стандартных схем, можно попробовать асимметричную развеску — расположить произведения искусства в нестандартных локациях. Можно оформить отдельный угол в интерьере или парадоксальным образом нарушить стандартную схему, изъяв из нее один или два элемента («сломав» выстроенный ряд либо «забыв» полностью заполнить контур) или разместив картины не по центру дивана, а в стороне.
Такие построения всегда требуют четкой продуманности композиции и, как правило, уравновешиваются цветом или формой других предметов интерьера: растениями, светильниками либо скульптурными объектами.
Модульные картины
Отдельный вид оформления интерьера — модульные картины. Их композиция составлена из фрагментов, которые предполагается размещать по спланированной конфигурации. В результате получается сюжетное панно. Оно может быть симметричным или асимметричным, но развеска заранее определена производителем (модульные картины, как правило, носят декоративный характер и не имеют художественной ценности). Использование модульных картин в интерьере облегчает задачу развески.
Модульная картина. Источник: shutterstock.com
Шпалерная развеска
Самый традиционный способ создания домашних галерей — шпалерная развеска — предполагает размещение множества картин на одной стене: от 6, если полотна крупные, и от 10, если средние и мелкие. Классическая шпалера занимает всю стену или ее основную часть.
Шпалерная развеска. Источник: chairish.com
Выстраивают шпалеру всегда из центра. Далее она может органично разрастаться по всей доступной плоскости. Исходной точкой может стать самая ценная картина (не только в материальном смысле, но и в эмоциональном). Шпалеру можно выстраивать:
- по форме и размеру рам: крупные и тяжелые — в середине, легкие — по краям; если есть одна круглая — она размещается по центру
- по колориту: самые яркие или темные полотна будут ближе к ядру композиции, черно-белая графика или акварель — на периферии
- по сюжетам: если у вас фигуративная живопись, графика или фото, то крупные фигуры или портреты размещают в центре, а пейзажи или натюрморты — ближе к краям
Шпалерная развеска в современном понимании — это всегда творчество владельца галереи, поэтому все правила — лишь подсказки. Логика расположения художественных работ у вас может быть своя.
Трюки для лестниц
Для оформления картинами лестниц в загородном доме есть несколько схем. Если лестница небольшая, бывает достаточно подчеркнуть ее ритм, повесив на стене несколько работ с шагом через 2–3 ступени. Можно расположить картины зигзагообразно или сгруппировать по верхней линии. В любом случае желательно ориентироваться на геометрию лестничного марша, повторяя ее.
Если лестница узкая и высокая, а ее марш не просматривается на расстоянии, можно использовать стену вдоль лестницы для коллажа из мелких элементов — его будет видно с верхней площадки. В случае широкой парадной лестницы с поворотом разместите крупную картину на промежуточной площадке или на повороте.
Примеряем картины на стену
Чтобы заранее убедиться, что ваша композиция получится гармоничной, разложите художественные произведения на полу по выбранной методике развески (подстелив ткань) или вырежьте из картона макеты, соответствующие картинам по форме и размеру, и приклейте их на стену на двусторонний скотч. Второй метод удобен тем, что вы через картон гвоздем можете сразу обозначить место крепления. Габариты гвоздя зависят от величины и тяжести картины: важно, чтобы шляпка была плоской и достаточно большой, чтобы не позволить креплению с него соскользнуть.
Развеска картонных макетов. Источник: amiel.club
Ставим свет
Яркий направленный солнечный свет вредит живописи и графике. Поэтому в художественных галереях окна, если они есть, плотно занавешивают, а естественный свет идет сверху через фонарь. Но можно обойтись только искусственным светом — подсветить произведения направленными светильниками.
Дома держать окна полностью занавешенными сложно, но можно взять этот прием для освещения картин в прихожей и коридоре, куда не попадает свет из окон и где лучше смотрится направленная подсветка.
В домашних галереях обычно используют один из трех вариантов освещения предметов искусства: индивидуальную подсветку, трековые светильники и встроенный в нишу свет.
Индивидуальная подсветка
Индивидуальные светильники для каждой картины удобны, если художественных произведений немного. Подойдут светильники для зеркал и картин. Обычно их располагают над картиной, и они освещают произведение искусства сверху вниз. Это выделяет картину из плоскости стены.
Индивидуальная подсветка. Источник: petrovich.ru
Трековые светильники
Для больших домашних коллекций можно использовать настенные или потолочные светильники направленного света, закрепленные на треке. Лучше всего выбирать светильники со средне-широким углом рассеивания — около 60–80°, чтобы мягко освещать плоскость стены с картинами.
Подсветка трековыми светильниками. Источник: hsutterstock.com
Встроенная подсветка
Встроенную подсветку для собраний предметов искусства коллекционеры планируют заранее, еще на стадии проекта. Это могут быть специально оборудованные ниши с точечными встраиваемыми светильниками или светодиодной лентой либо локальная встроенная линейная потолочная подсветка.
При любом варианте для живописи выбирайте светодиодные светильники, потому что лампы накаливания могут нагреть красочный слой и испортить его. Свет должен быть естественным, около 4 000 К, этот параметр указывают в описании светильника. Сам поток направляйте на картину таким образом, чтобы он не давал бликов на стекле или красочной поверхности.
Резюме
Как красиво развесить картины на стене, зависит от дизайна вашего помещения и особенностей художественной коллекции.
Подбирать картины лучше на финальной стадии оформления интерьера, чтобы цвета и размеры произведений гармонировали с отделкой и предметами обстановки. Исключение — создание специальных ниш и галерей с подсветкой. В этом случае дизайн помещения делают под коллекцию.
Стандартная высота размещения картины — около 145 см. Схем развески коллекции много, самые популярные — по центральной, верхней или нижней линии, по контуру, асимметричная и шпалерная. Модульные картины уже продаются со схемой развески — это облегчает задачу.
Для оформления лестничных пролетов предметами искусства ориентируйтесь на геометрию самой лестницы, визуально поддерживая ритм ступеней.
Для освещения картин используйте индивидуальную или трековую подсветку, а также встроенный свет, если размещение коллекции вы планировали на этапе отделки интерьера. Выбирайте светодиодные лампы нейтрального цвета.