Что делать, если старая батарея не вписывается в интерьер, а покупка новой не входит в ваши планы? Универсальный совет — покрасить! Дизайнер Сабина Неровня рассказала, как сделать это ярко и модно, архитектор-дизайнер, автор блога о ремонте своими руками LakshmanArt Диана Лакшман провела мастер-класс по окраске.
Идеи для вдохновения
С помощью цвета можно полностью изменить вид обычной батареи. Она станет элементом дизайна, а если постараться — настоящим арт-объектом.
«Растворяем» радиатор в интерьере
Можно сделать радиатор незаметным, «растворить» его в интерьере. Для батареи подбирают такой же цвет, что и для стены, и она «исчезает». Этот прием работает с любыми оттенками: светлыми или темными, яркими или пастельными. Главное — не промахнуться с цветом, иначе получится неприятное сочетание похожих оттенков разной цветовой температуры. Например, стены теплой тональности, травянисто-зеленые, а батарея получилась холодно-зеленая, отливающая бирюзой.
Играем на контрасте
Противоположный подход — игра на контрасте. Батарея становится ярким акцентом, противоположностью общей цветовой гамме.
В комнате с темными стенами радиатор можно покрасить светлой краской. И наоборот — для батареи, установленной в светлой комнате, подбирают насыщенные темные цвета.
Добавляем металлик
Дизайнеры часто используют для радиаторов металлизированные оттенки: серебристый, латунный, медный или графитовый цвет.
Если вы решитесь на этот вариант, то выбирайте такой же оттенок, что и металлическая фурнитура в комнате: ручки шкафов или основания светильников. Тогда интерьер будет выглядеть гармоничным.
Как красить металликом, чтобы он блестел
Узнайте большеИграем с оттенками
Если в интерьере доминирует какой-то цвет, например в цвете обоев, батарею красят в более светлый или темный оттенок этого же цвета. Главное, чтобы совпадала цветовая температура: выбирайте теплые или холодные оттенки для батареи в зависимости от того, какой «температуры» у вас стены.
Более темный оттенок сделает батарею незаметной, а светлый — выделит ее, превратит в акцентную деталь.
Выбираем черный цвет
Черный цвет такой же нейтральный, как и белый, но смотрится интереснее. Если интерьер не слишком темный, не бойтесь добавить в него черного цвета.
Кстати, использовать нейтральный чистый белый цвет для батареи рискованно. Особенно в сочетании с молочно-белыми или светло-бежевыми стенами, которые от такого соседства будут казаться грязными.
Используем градиент
Этот вариант покраски радиаторов — задачка со звездочкой. Подойдет тем, кто чувствует себя художником-колористом. Добиться плавного градиента поможет техника омбре.
Если вы решитесь на такой эксперимент — действуйте по принципу «одна или две секции батареи — один оттенок» и используйте максимально близкие друг к другу тона.
Какой краской покрасить батарею
Для окраски батарей используйте акриловые эмали. По сравнению с алкидными они быстро сохнут и практически не пахнут.
Акриловую эмаль наносят кистью или валиком. Можно использовать и аэрозольную краску, однако будьте готовы потратить немного времени, чтобы научиться правильно ее распылять. Производители советуют держать баллончик на расстоянии около 20 см от поверхности, а струю вести быстро и равномерно, чтобы не было потеков и неравномерно окрашенных мест.
Даже если у краски нет неприятного запаха, нужно обязательно проветривать комнату, в которой вы работаете. Не забудьте надеть респиратор, который убережет вас и от вредных испарений, и от мельчайших брызг краски. Лишний раз вдыхать их не стоит.
Как подготовиться к работе
Закройте все прилегающие к батарее поверхности пленкой и закрепите ее скотчем или малярной лентой. Особенно это актуально, если вы используете аэрозольную краску, которая вылетает из баллончика струей. Вокруг этой струи образуется облако мелких капель. Они долго висят в воздухе, а потом оседают.
Если на старых чугунных и стальных батареях есть сколы или ржавчина, поверхность нужно зачистить наждачной бумагой, а потом обработать места, где отвалилась краска, грунтовочным составом для металла. Он защитит металл и улучшит сцепление с новой краской, так что на месте скола она точно не отслоится.
Как правильно покрасить батарею
Батарею лучше всего красить летом, когда она холодная, а комнату можно проветривать круглые сутки. Но если очень хочется навести красоту посреди зимы — это тоже возможно. Однако учтите: на горячем металле эмаль сохнет гораздо быстрее, так что и работать придется оперативнее. Иначе окрашенный слой может получиться неравномерным.
Вам понадобятся:
- наждачная бумага или шлифовальная губка зернистостью P400–500
- шлифовальная губка или наждачка с более мелким зерном — P700–800
- обезжириватель
- акриловая эмаль для радиаторов
- кисть радиаторная с длинной ручкой
- тонкая длинная кисть — кисточка для рисования тоже подойдет
- гладкий поролоновый валик 8–10 см
- лоток для краски
- защитная пленка, малярная лента или скотч
Радиаторы нужно обработать перед покраской, потому что их поверхность слишком гладкая и краска на нее ровно не ляжет. Зашкурьте их наждачной бумагой с зерном P400. Пройдитесь везде, куда сможете дотянуться. Наждачка сделает поверхность радиатора шероховатой, это обеспечит прочное сцепление с краской.
Этой же наждачкой зашкурьте ржавчину, если она есть, и края сколов на старой краске. Обработайте эти места грунтом по ржавчине. Грунтовать радиатор полностью не нужно.
Когда грунтовка высохнет, обработайте батарею обезжиривателем. На этот раз уже всю поверхность.
Прикройте стену, пол и мебель, если она стоит неподалеку, защитной пленкой, закрепите ее малярной лентой или скотчем.
Приступайте к покраске. Начните с самых труднодоступных мест по бокам и внутри батареи. Здесь пригодятся тонкая кисточка и валик. Основную площадь окрашивайте кистью для радиаторов. Она специально сконструирована так, чтобы можно было подлезть практически куда угодно.
Не старайтесь перекрыть старый цвет радиатора одним толстым слоем. Лучше нанести несколько тонких слоев. Они ложатся более равномерно и сохнут гораздо быстрее толстого слоя — около 30 минут.
Когда высохнет первый слой, зашкурьте батарею самой мелкой шлифовальной губкой или наждачкой P800. Затем нанесите второй слой эмали. Обычно хватает трех-четырех слоев, чтобы полностью перекрыть первоначальный цвет.
После высыхания финишного слоя можно еще раз обработать радиатор мелкой шлифовальной губкой: это сгладит неровности и придаст эмали сатиново-матовый блеск. Зашлифованные поверхности протрите влажной тряпкой. Краска набирает полную прочность в течение 24 часов.
Этой же эмалью можно покрасить счетчик тепла на радиаторе (главное — не закрашивать экран), плинтус и розетки. Это придаст визуальное единство интерьеру. Розетки перед покраской нужно демонтировать и покрасить на горизонтальной поверхности, на пленке или бумаге.