назад в каталог
autor
Евгения Перепелка
ландшафтный дизайнер
autor
Сергей Горбачев
«Котлов Строй»
основатель компании

Как сделать парковку на участке

autor
Евгения Перепелка
ландшафтный дизайнер
autor
Сергей Горбачев
«Котлов Строй»
основатель компании

Парковочное место можно сделать даже на небольшом участке. Важно, чтобы заезд был удобным, площадка была с твердым покрытием и на ней не собирались лужи. Рассказываем, как спланировать и сделать парковку на загородном участке.

Источник: shutterstock.com

Выбор места на участке

Вариантов расположения парковки на участке всего два: у въезда или рядом с домом. А если участок небольшой, то одно — между домом и въездом. Нужно учесть два момента:

  • при расположении парковки у въезда важно, чтобы стоящая на ней машина не мешала свободному проезду на участок и передвижению по нему
  • площадку для парковки лучше не располагать близко к постройкам и вплотную к скатам крыши, потому что съезжающий с крыши снег превратит парковочное место в сугроб, а сосульки могут повредить машину

Машину можно ставить параллельно или перпендикулярно линии ворот. Но в любом случае ширина и конфигурация проезда должны быть такими, чтобы при въезде на парковочную площадку у вас была возможность развернуться.

Расположение парковочной площадки параллельно линии ворот. Такая конфигурация позволяет ставить машину, не перекрывая доступ во двор, и разворачиваться при заезде или выезде

Размеры парковочной площадки

Ширина современных легковых машин — 1,7–1,8 м, длина — от 4,2 до 4,8 м. Оптимальный размер парковочной площадки для одной машины — 3 х 6 м, для двух — 5 х 6 м или 5 х 5 м (если на участке мало места). В этом случае вы можете свободно входить и выходить из машины, обходить ее со всех сторон и открывать багажник.

Источник: shutterstock.com

Основные требования к площадкам

Чтобы площадка была долговечной, не требовала ухода и ремонта, придерживайтесь следующих правил:

  • площадка должна иметь твердое основание, чтобы при многократных заездах и выездах на нем не образовывались колеи
  • покрытие должно быть горизонтальным, но с небольшим (1 см на 1 м) понижением высоты от центра к продольным краям площадки — так талая и дождевая вода будет уходить быстрее, а машина не укатится, если вы оставите ее на нейтральной передаче или забудете поставить на ручной тормоз
  • сама площадка должна быть приподнята над уровнем грунта на 5–10 см, чтобы в дождь и при таянии снега на ней не стояли лужи

Выбор материалов

Парковочная площадка — это плотное ровное основание из песка или щебня. Его покрывают бетоном, асфальтом, отсевом щебня, тротуарной плиткой или газоном.

Песок

Это самый доступный по цене материал для ландшафтных работ. Благодаря песчаной подсыпке можно убрать значительные перепады по высоте. Чтобы выровнять площадку и приподнять парковочное место, обычно снимают верхний слой рыхлого грунта и устраивают подушку из плотно утрамбованного песка или песчано-гравийной смеси (ПГС). Получается дренируемое основание, на котором не будет луж.

Источник: southdublindriveways.com

Сергей Горбачев

Для создания песчаной подушки выбирайте не чистый намывной (речной) песок, который используют для приготовления бетонных растворов, а карьерный — с примесями глины и небольших камней: он лучше трамбуется.

Толщина песчаной подушки зависит от того, какие у вас перепады высот и какая почва на вашем участке. Если почва песчаная и каменистая, достаточно снять растительный слой и подровнять площадку, насыпав слой песка или ПГС высотой 15–20 см. Чтобы песок не расползался и не перемешивался с расположенным под ним влажным грунтом, под него укладывают геотекстиль.

Если грунт на участке состоит из торфяника или вязкой глины, без экскаватора не обойтись. Придется выкапывать котлован до твердых слоев грунта и полностью заполнять его песком — в несколько 40–50-сантиметровых слоев, тщательно трамбуя каждый слой виброплитой.

Щебень

Щебневое покрытие — самый простой и быстрый способ сделать парковочную площадку. Оно выдерживает не только легковушки, но и тяжелую технику. При устройстве парковочной площадки чаще всего используют гранитный или известняковый щебень. Гранитный выдерживает большие нагрузки, в том числе от грузовых машин. Известняковый щебень не такой прочный, но он хорошо поглощает влагу и при регулярных нагрузках может рассыпаться и слеживаться, образуя твердую поверхность.

Щебень можно использовать и в качестве основания, и в качестве финишного покрытия. Его насыпают и разравнивают в два или три приема:

  • первым слоем идет щебень крупной фракции
  • вторым — более мелкой
  • третьим (если вы решили использовать щебень как финишное покрытие) — отсев: камень, дробленный до состояния каменной пыли

После первых дождей отсев заполняет пространство между более крупными камнями, образуя плотную корку. Отсев розового гранитного щебня может быть декоративным покрытием: его часто используют для устройства парковых дорожек.

Покрытие отсевом гранитного щебня. Источник: outerspacegardens.co.uk

Минус щебенчатых покрытий в том, что со временем при частом использовании площадки на щебеночном покрытии продавливается колея. Но поверхность легко отремонтировать — добавить в провалы щебень и разровнять.

Бетон

Бетон — самый надежный тип финишного покрытия для площадки под тяжелую грузовую машину. Такую площадку делают поверх выравнивающего основания из песка и щебня или смеси щебня с песком. Бетонированная площадка износостойкая и долговечная, выдерживает значительные нагрузки, не требует особого ухода, и ее легко мыть.

Чтобы забетонировать основание, по периметру будущей площадки делают съемную опалубку из доски естественной влажности, внутри площадки устраивают каркас из металлической арматуры, а затем заливают его бетонным раствором и разравнивают.

Устройство бетонированной площадки. Источник: ownhouse.pro

Если есть бетономешалка, бетонный раствор для заливки площадки можно приготовить самостоятельно — из цемента, песка и щебня. Если такой возможности нет, можно заказать готовый бетон. Чтобы покрытие служило дольше и не пылило, готовую площадку желательно покрыть грунтовкой для бетона.

Недостатки бетонированной площадки — сложность подготовительных работ и низкая ремонтопригодность. Если некачественно подготовить основание, то площадка может перекоситься и починить ее будет практически невозможно — только ломать и заливать заново. А если будет некачественный бетон, покрытие потрескается и его также придется переделывать.

На участках с высоким уровнем грунтовых вод бетонированную площадку делать не стоит: при промерзании почвы под воздействием сил морозного пучения ее может перекосить.

Асфальт

Асфальт — твердое, долговечное и недорогое финишное покрытие, устойчивое к перепадам температуры. Чтобы его уложить, нужен целый парк дорожной техники, поэтому асфальтированную площадку лучше делать одновременно с работами по устройству и ремонту дорог в вашем районе.

Источник: shutterstock.com

Можно покрыть парковку холодным асфальтом или асфальтовой крошкой, которая получается при снятии старых дорожных покрытий. Но такое покрытие уступает асфальту по долговечности, устойчивости к нагрузкам и внешнему виду.

Холодный асфальт или асфальтовую крошку кладут только на выровненное щебенчатое покрытие, распределяют слоем 8–10 см и трамбуют виброплитой или дорожным катком. Благодаря битуму, входящему в состав асфальта, в жаркую погоду верхний слой подплавится, крошка склеится, и покрытие станет твердым. Процесс можно ускорить, если прогреть свежеуложенный асфальт кровельной газовой горелкой.

При высоком уровне грунтовых вод зимой асфальтированные покрытия, как и бетон, могут вспучиваться в морозы, пойти волнами, а на их поверхности могут появиться выбоины. Чтобы отремонтировать покрытие, можно засыпать выбоины щебнем, а поверх него положить и утрамбовать холодный асфальт. Можно не делать заплатки, а заасфальтировать покрытие целиком. Но, чтобы уложить его идеально ровно, понадобится дорожная техника.

Тротуарная плитка

Мелко- или крупноформатной тротуарной плиткой покрывают парковки только для легковых автомобилей — для интенсивного использования и стоянки тяжелой техники она не предназначена. Плитку укладывают на щебенчатое или песчаное основание.

Парковочная площадка, покрытая мелкоформатной плиткой типа «Брусчатка». Источник: shutterstock.com

Под мелкоформатную плитку типа «Брусчатка» песчаную подложку нужно тщательного уплотнить. Летом такая площадка не создаст проблем. Но дождливой осенью или ранней весной, когда почва напитана влагой, такое покрытие может поплыть под весом автомобиля — плитку придется снимать и полностью перекладывать.

При укладке крупноформатной плитки вам не обязательно мостить всю площадку — можно положить ряды плиток только там, где будет стоять автомобиль. Со временем плитка может вдавиться или сместиться, но покрытие можно починить. Для этого нужно снять плитку, подсыпать песок и вернуть ее на место.

Газон, экопарковки

Парковочная площадка с газонной травой придает участку экологичный вид. Такую площадку также устраивают поверх дренируемого основания из песка и щебня. Газон испаряет избыточную влагу из грунта и поглощает пыль, а корни газонных трав создают плотную дернину, которая препятствует размыванию почвы.

Чтобы вырастить газон с такой дерниной, поверх дренирующего слоя из щебня укладывают геотекстиль, а на него — плодородный грунт. Грунт смачивают и во влажном виде утрамбовывают до такого состояния, чтобы при ходьбе по нему не оставалось следов. После этого сеют газонную траву или раскатывают рулонные газоны. Но, чтобы по траве можно было ходить и ездить, корневая система газонных трав должна разрастись и окрепнуть. На это уйдет не меньше двух лет. В течение этого времени и в дальнейшем газону нужен уход: регулярная стрижка, прополка и подкормка удобрениями.

Евгения Перепелка

Газон можно использовать как парковочную площадку для редких заездов на участок в сухую погоду. При затяжных дождях почва будет раскисать, и, если такой парковкой пользоваться регулярно, на ней появятся проплешины и колеи.


Если сложный уход за газоном вас не пугает и вы хотите сделать зеленую парковку, выбирайте комбинированное покрытие. Сделайте площадку-газон, а место, где будет стоять машина, выложите тротуарными плитками.

Чтобы зеленое покрытие не проминалось и на нем не образовывалась колея, можно использовать георешетку — пластиковые или бетонные плитки в виде сот. Но такая парковка, как и обычный газон, требует регулярного ухода.

Зеленое покрытие с бетонной газонной решеткой. Источник: shutterstock.com

Делаем парковку со щебневым покрытием

Работы по организации парковки проводят в четыре этапа:

  1. Размечают площадку и делают пробное бурение садовым буром. Результаты бурения покажут, на какую глубину снимать грунт, а разметка поможет подсчитать, сколько нужно песка и щебня, чтобы поднять уровень площадки до нужной высоты.
  2. Выравнивают рельеф с помощью подушки из плотно утрамбованного песка.
  3. Поверх подушки формируют твердое основание из щебня.
  4. Делают финишное покрытие. Самый простой вариант — отсев гранитного щебня. Но вы можете также забетонировать или замостить площадку.

Готовим инструменты и материалы

Чтобы сделать площадку 6 х 3 м с покрытием из отсева гранитного щебня, вам понадобится:

Размечаем площадку и делаем расчеты

Разметьте периметр будущей парковочной площадки при помощи колышков и разметочного шнура.

Если участок с перепадом высот, колья должны быть длинными — на них придется делать разметку по высоте, поэтому лучше взять обрезки металлоарматуры или прутка. Выставите их не по углам площадки, а чуть шире — в полуметре от ее границ. Для площадки 3 х 6 м должен получиться прямоугольник 7 х 4 м.

Перевяжите колышки шнуром. Шнур должен располагаться строго горизонтально на той высоте, на которой предполагается делать покрытие. Контролируйте горизонтальность шнура при помощи уровня.

Разметка площадки при помощи шнура и колышков на рельефе. Шнур должен располагаться строго горизонтально и на той высоте, на которой предполагается делать финишное покрытие площадки

Возьмите садовый бур и сделайте на размеченной территории несколько контрольных скважин (по центру и по углам). Это нужно, чтобы оценить уровень грунтовых вод и понять, на какую глубину снимать рыхлый грунт.

При помощи садового бура можно сделать контрольные скважины глубиной до 1 м. Глубина бурения зависит от свойств грунта. Если бурить трудно (под буром камни и твердые породы), значит, грунт твердый и устроить парковку можно своими силами. Если ямки от бура заполняются водой, а на всю глубину бурения — рыхлый торфяник, вязкая глина или плывун, значит, придется делать котлован, и без экскаватора здесь не обойтись.

Сергей Горбачев

Если погода сухая, а скважины заполняются водой, значит, у вас на участке высокий уровень грунтовых вод. В этом случае нужно делать дренаж или отказываться от покрытий, которые может вспучить (бетон, асфальт) в пользу дренируемых и ремонтопригодных (отсев и крупноформатная плитка).

Пробурив скважину, вы увидите, какую толщину песчаной подушки закладывать, сможете подсчитать, сколько кубометров песка придется купить, и понять, справитесь сами или нужно арендовать спецтехнику (экскаватор и виброплиту) и приглашать специалистов.

Если почва твердая, а перепад высот в пределах 10–15 см, то можно обойтись без песчаной подушки: достаточно снять растительный слой, положить геотекстиль и сразу насыпать щебень.

Парковочная площадка на твердом основании без перепадов высот

На участке с перепадом высот и/или проблемными грунтами сначала нужно сделать песчаную подушку. Ее толщина и необходимое количество песка зависят от глубины котлована и высоты, на которую вам нужно поднять уровень площадки.

Площадка на проблемном грунте или участке с перепадом высот

Насыпаем песчаную подушку

Удалите верхний слой грунта на рассчитанную вами глубину. Разровняйте дно площадки, застелите его геотекстилем. Засыпайте котлован слоями песка толщиной по 30–40 см, тщательно трамбуйте каждый слой. Расстояние от последнего утрамбованного слоя до разметочного шнура должно быть 20–40 см.

Источник: shutterstock.com

Насыпаем основание из щебня

Толщина слоя зависит от предполагаемой нагрузки. Если делаете парковочное место для тяжелого грузовика, то нужен слой толщиной 30–40 см (в два слоя по 15–20 см): сначала щебень крупной фракции, затем мелкой.

Непосредственно на песчаную подушку насыпьте слой щебня крупной фракции, разровняйте его. Второй слой — из щебня мелкой фракции: подсыпайте, разравнивайте и трамбуйте, пока он не окажется на уровне разметочного шнура. Для легковой машины достаточно одного слоя толщиной 20 см из щебня мелкой фракции.

Источник: shutterstock.com

В результате у нас получится основание, которое можно заасфальтировать, забетонировать, разбить на нем газон, замостить или просто просыпать отсевом, чтобы получить твердое покрытие, которое не требует ухода.

Делаем финишное покрытие

Уложите поверх щебенчатого основания 5-сантиметровый слой отсева гранитного щебня, разровняйте его. Теперь остается дождаться первых хороших дождей, чтобы покрытие слежалось, превратилось в твердую корку и перестало пылить. Если погода сухая и дожди не намечаются, то ускорить процесс можно регулярным поливом площадки водой из шланга или лейки.

Источник: shutterstock.com

Резюме

Парковку можно расположить у въезда, рядом с домом или, если участок маленький, между домом и въездом. Конфигурация площадки и ширина подъезда к ней должны давать возможность развернуться.

Парковочная площадка должна быть ровной, чтобы не образовывались лужи, а покрытие — износостойким. Основание парковки делают из песка или щебня, финишное покрытие — из щебня, бетона, асфальта, тротуарной плитки или газона. Выбирайте такое покрытие, за которым легко ухаживать и которое можно отремонтировать.

Количество материала и сложность работ по устройству площадки зависят от рельефа и характеристик грунта на участке. Чтобы оценить затраты на устройство основания площадки, лучше сделать контрольные скважины.

А из чего вы будете делать парковочную площадку?

Оцените статью

8 1

Опубликовано

18.03.2024

Подписывайтесь на нас в Telegram

Все статьи под рукой

углубления от колес на дороге

увеличение объема влажного грунта при его промерзании

насыщенный водой грунт из мелкого песка с примесью глины

Товары из статьи

Комментарии: