назад в каталог
autor
Василий Федоров
СТД «Петрович»
руководитель отдела поддержки коммерческой деятельности

Как заправить кондиционер фреоном своими руками

autor
Василий Федоров
СТД «Петрович»
руководитель отдела поддержки коммерческой деятельности

Бывает, что кондиционер в квартире или доме начинает плохо охлаждать, шумит или вовсе перестает работать. Проблема иногда скрывается в утечке хладагента. Рассказываем, как заправить кондиционер фреоном, зачем это нужно и можно ли справиться без мастера. Также в статье ― как проверить, что вы все сделали правильно.

Источник: shutterstock.com

Как часто нужно заправлять кондиционер в квартире

Хладагент — это вещество, которое отвечает за охлаждение воздуха в кондиционере. В быту его чаще называют фреоном, хотя это общее обозначение, и на самом деле есть разные составы. Далее мы будем употреблять оба термина.

Современные кондиционеры работают в замкнутом контуре, где хладагент циркулирует без потерь. Правильно собранная и герметичная система в теории не требует дозаправки. Однако на практике из-за микротрещин, вибраций или износа уплотнений возможны утечки до 5–7% в год. Если потери больше, нужно искать и устранять причину.

Нормативов по частоте заправки для бытовых кондиционеров нет, все зависит от состояния системы. Если техника стабильно охлаждает, работает тихо и без сбоев, то вмешательство не нужно. Если что-то беспокоит, стоит проверить уровень фреона в устройстве.

В целях профилактики желательно проводить диагностику и обслуживание кондиционера хотя бы раз в два года. Идеальный срок — непосредственно перед летним сезоном.

Как узнать, что в кондиционере закончился фреон

Основные причины утечки хладагента:

  • Неправильная установка сплит-системы. Если соединения выполнены с нарушением технологии или не проведено должное вакуумирование системы, герметичность нарушается. В итоге фреон начинает просачиваться.
  • Износ компонентов и соединений. Медные трубки и места их стыковки со временем могут прийти в негодность из-за коррозии, окисления или механических повреждений. Особенно это характерно для старых систем или при агрессивных внешних условиях, например высокой влажности.
  • Микротрещины в местах пайки или сварки. Они пропускают фреон, но обнаружить такую утечку без специального оборудования сложно.
  • Вибрационные нагрузки и ослабление фитингов. Кондиционер при работе вибрирует, особенно наружный блок. Это может вызывать постепенное ослабление резьбовых соединений, через которые фреон начинает уходить.
  • Повреждения при обслуживании или ремонте. Неквалифицированное обращение с оборудованием может привести к повреждению трубок, фитингов или других узлов. Даже небольшая царапина или перегиб медной трубки способны вызвать утечку.
  • Повреждения сервисных клапанов. Их используют для подключения оборудования при заправке. Со временем из-за износа уплотнителей или плохой сборки они теряют герметичность. Утечки часто происходят после неправильного закручивания колпачков клапанов.

Василий Федоров

Даже незначительная разгерметизация системы может привести к потере 5–10% фреона в год. Поэтому важно периодически проводить диагностику и проверять герметичность системы.

В домашних условиях определить нехватку фреона можно без специального оборудования по следующим признакам. Один из главных сигналов — кондиционер хуже охлаждает при обычных настройках. Это особенно заметно в жару, когда воздух выходит, а прохлады почти нет.

Есть и другие симптомы утечки:

  • с внутреннего блока капает вода
  • при включении слышен странный шум
  • на наружной трубке появляется наледь
  • увеличилось энергопотребление

специальные приборы. Газовым манометром измеряют давление фреона в системе на входе и на выходе. Пирометром или электронным термометром определяют температуру воздуха, выходящего из внутреннего блока.

Можно ли самому заправить кондиционер

Работа требует аккуратности, понимания устройства системы и специального оборудования. Без него сложно точно определить, сколько хладагента нужно добавить. По этим причинам заправка кондиционера фреоном — непростая задача, особенно если вы никогда раньше этим не занимались. Тем не менее при желании и соблюдении всех рекомендаций даже непрофессионал способен сделать это своими руками.

Важно понимать, что ошибки при заправке могут повредить оборудование. Например, если перекачать фреон или выбрать неправильный вид хладагента, есть риск испортить компрессор — один из самых дорогих компонентов кондиционера. Также неправильное выставленное давление может привести к нестабильной работе или полной остановке системы.

Если у вас нет нужных инструментов или вы сомневаетесь в своих силах, все же лучше обратиться к специалистам. Это несложная и недорогая услуга.

Как самостоятельно почистить домашний кондиционер

Узнайте больше

Чем заправляют кондиционер: виды хладагентов

Фреон бывает жидким и газообразным — агрегатное состояние зависит от температуры и давления. В кондиционере вещество постоянно переходит из газа в жидкость и обратно во время работы. От типа хладагента зависит эффективность работы системы, уровень шума, нагрузка на компрессор.

Самые распространенные виды хладагентов для бытовых кондиционеров:

  • R12 и R22 — старые типы фреона, которые сейчас не применяют. Их производство ограничено из-за вреда для озонового слоя. Но некоторые модели кондиционеров все еще функционируют на них.
  • R410A — самый популярный современный вариант. Безопасен для окружающей среды, работает под высоким давлением, требует точности при заправке.
  • R32 — еще более экологичный и энергоэффективный тип, постепенно вытесняет R410A. Заправка требует осторожности, так как это легковоспламеняющееся вещество с классом горючести A2L.

Фреон в баллонах. Источник: shutterstock.com

Чтобы определить, какой именно фреон нужен вашему кондиционеру, посмотрите на заводскую наклейку. Она находится на корпусе внешнего блока. Там же обычно прописан рекомендуемый объем заправки.

Василий Федоров

Менять один вид фреона на другой не рекомендуют. Разные хладагенты отличаются не только составом, но и рабочим давлением, вязкостью, температурой испарения. Их несоответствие может привести к поломке компрессора или утечке. По тем же причинам нельзя смешивать разные типы фреона.


Иногда нужно провести полную замену, например, когда конкретный вид уже не выпускают. В подобных случаях сначала систему полностью очищают от старого хладагента, меняют масло в компрессоре и уже после этого заправляют новый.

Сколько нужно фреона для заправки

Количество фреона, необходимое для заправки кондиционера, зависит от нескольких факторов:

  • модели устройства
  • мощности
  • длины магистрали между блоками
  • типа хладагента

Обычно производитель указывает нужный объем фреона в граммах или килограммах — информация об этом также есть на заводской наклейке на наружном блоке. Там же прописывают стандартную заправку, рассчитанную на определенную длину трассы.

Наклейка с технической информацией. Источник: Youtube | Мы это сделаем OK-TV

Например, для настенного кондиционера мощностью 2,5–3,5 кВт может требоваться от 500 до 900 г фреона R410A. Если трасса длиннее стандартной (не 5, а 7 метров), нужно добавить по 15–30 г фреона на каждый дополнительный метр — в зависимости от типа хладагента.

Василий Федоров

Точное количество можно определить только с помощью весов. При нехватке вещества компрессор будет перегреваться, а при избытке — работать с лишней нагрузкой. Оба варианта вредны для системы.

Если вы решили заправлять кондиционер самостоятельно, ориентируйтесь на заводские данные и строго соблюдайте рекомендации производителя. Самый надежный способ — использовать весы и контролировать давление в системе манометром.

Меры предосторожности и правила безопасности

Работа с фреоном требует аккуратности. В нормальных условиях хладагенты нетоксичны, но при нарушении техники безопасности могут вызывать обморожения и ожоги. В высокой концентрации и при недостаточной вентиляции — даже отравление парами. Но чаще обжигаются при контакте с жидким фреоном.

Особенно важно соблюдать осторожность при самостоятельной заправке — без должного опыта можно навредить себе или технике.

Правила безопасности:

  • Работайте в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Некоторые виды фреона могут вытеснять кислород и из-за этого вызывать головокружение в замкнутом пространстве.
  • Надевайте плотную спецодежду с длинными рукавами. Она защитит от брызг хладагента при подключении оборудования.
  • Используйте защитные очки и перчатки. При попадании на кожу или слизистые жидкий фреон может вызвать химические ожоги.
  • Не курите и не работайте рядом с открытым огнем. Многие современные фреоны негорючие, но бывают исключения. Кроме того, при высоких температурах хладагенты выделяют токсичные вещества.
  • Проверяйте исправность шлангов, вентилей и баллона с фреоном до начала работы. Поврежденное оборудование может спровоцировать утечку или непредсказуемый выброс хладагента.

Соблюдение этих простых правил позволит безопасно провести заправку кондиционера и избежать неприятных последствий.

Если фреон все же попал на кожу или в глаза, действуйте быстро:

  • Промойте пораженное место большим количеством прохладной воды, но не трите. При покраснении, боли или появлении волдырей обратитесь к врачу.
  • Если вещество попало в глаза, тщательно промойте их водой, затем при необходимости обратитесь к офтальмологу.
  • При вдыхании паров выйдите на свежий воздух, постарайтесь спокойно дышать. При появлении головокружения, тошноты или одышки вызовите скорую помощь.

Способы заправки кондиционера

Заправить сплит-систему можно разными способами. Они отличаются точностью и сложностью. Разберем особенности каждого.

По давлению

С помощью манометрической станции проверяют давление в системе и ориентируются по его показателям. Если они ниже нормы, то добавляют фреон.

Источник: shutterstock.com

Способ быстрый и удобный. Но не самый точный, потому что давление зависит от тепла окружающей среды. В работе поможет таблица соответствия температуры и давления для популярных хладагентов:

Температура, °C R12, бар R22, бар R410A, бар R32, бар
-20 0,51 1,46 2,98 0,5
-10 1,19 2,55 4,72 1,2
0 2,08 3,98 6,98 2,1
10 3,23 5,8 9,76 3,4
20 4,67 8,1 13,35 4,7
30 6,45 10,9 16,65 6,6
40 8,6 14,3 22,9 8,8

По массе

На внешнем блоке кондиционера указано, сколько граммов фреона должно быть в системе. Сначала полностью удаляют старый хладагент, затем ставят баллон на электронные весы и, ориентируясь на их показатели, заправляют нужное количество. Недолив или перелив при таком подходе исключены, поскольку весы позволяют соблюсти точность до грамма.

По току

Ориентируются на потребляемый ток компрессора. При правильной дозе фреона этот параметр должен быть в пределах нормы, указанной в паспорте кондиционера. Измеряют с помощью токовых клещей.

Метод обычно используют как вспомогательный, потому что на ток влияют и другие факторы: например напряжение в сети и температура воздуха. Ориентироваться только на него не стоит.

По температуре перегрева

Суть метода в том, чтобы замерить температуру трубки возле компрессора или на выходе из наружного блока. Для этого применяют пирометр или электронный термометр, если есть доступ к трубке. Полученные данные сравнивают с температурой испарения фреона при текущем давлении (его измеряют манометрической станцией).

В норме разница между этими температурами — около 5–10 °C. Если перегрев сильнее, фреона в системе недостаточно. Если меньше — в устройстве может быть избыток хладагента или нарушена его циркуляция.

Замер рабочей температуры электронным термометром. Источник: Youtube | Мы это сделаем OK-TV

С использованием спецоборудования

Комплексная работа с набором специального оборудования для заправки — очень надежный метод, который используют мастера. Но без опыта сделать все правильно сложно. Сначала вакуумным насосом удаляют воздух и влагу из системы, затем точно дозируют фреон по весам и контролируют давление манометров.

Вакуумный насос и манометр. Источник: shutterstock.com

Для самостоятельной дозаправки дома чаще всего используют метод по давлению. Но если есть опыт и техника, лучше работать по весу или в комплексе с вакуумированием.

Инструменты и материалы

Для заправки кондиционера понадобится специальное оборудование. Без этого вы не сможете точно отследить давление, дозировать фреон и подключиться к системе. Все необходимое можно купить или взять в аренду. Но зачастую дешевле вызвать мастера.

Если вы решили сделать все самостоятельно, понадобятся:

  • манометрическая станция — чтобы контролировать давление
  • баллон с нужным типом фреона — его марка должна совпадать с указанной на корпусе кондиционера
  • весы, желательно электронные — для заправки хладагента по массе
  • шланги и переходники — чтобы подключить баллон и станцию к кондиционеру
  • вакуумный насос — для удаления воздуха и влаги из системы перед заправкой
  • крестовая отвертка — для доступа к вентилям и соединениям
  • защитные очки и перчатки — для безопасности при работе с фреоном

Если у вас нет чего-то из этого списка, не стоит заменять подручными средствами. Лучше потратить время и найти нужный инструмент, чем повредить оборудование или получить ожог от фреона.

Заправка фреона в кондиционер своими руками: пошаговая инструкция

Обновление хладагента — процесс, который требует точности и соблюдения техники безопасности. Если вы решили заправить кондиционер дома своими руками, действуйте аккуратно и строго по алгоритму.

Подготовительные работы

Сначала приведите систему в порядок. Если внутри остался старый фреон или попал воздух, заправка может пройти неправильно. Поэтому уделите внимание подготовительному этапу:

  • Если кондиционер уже был в эксплуатации, фреон из него нужно стравить в специально подготовленный баллон. Просто так выпускать газ нельзя — это вредно и небезопасно.
  • С помощью манометра проверьте нет ли утечек. Если давление падает, ищите слабое место: обычно это соединения или фитинги.
  • После проверки подключите вакуумный насос и удалите остатки воздуха и влаги из системы. Обычно вакуум создают на 30–45 минут до показаний манометра 1 бар. Закройте вентиль и подождите 10 минут ― если давление не растет, система герметична.

Вакуумизация кондиционера. Источник: shutterstock.com

Дозаправка новым фреоном

После подготовки системы можно переходить к основной части — заправке фреона. Для самостоятельной работы выбирайте простые способы: по давлению или по массе. Рассмотрим оба варианта.

Заправка кондиционера фреоном по давлению
Пошаговая инструкция
1

Подготовьте манометрическую станцию. Убедитесь, что все краны на штуцерах закрыты. Для этого поверните их по часовой стрелке до упора.

Источник: shutterstock.com

2

Снимите с наружного блока пластиковую накладку, открутив отверткой шуруп. Он находится в отверстии по центру. Включите кондиционер в режиме охлаждения, установите минимальную температуру (обычно это +16 °C) и подождите несколько минут, пока запустится компрессор.

Источник: shutterstock.com

3

Подключите синий шланг от манометрической станции к штуцеру на толстой трубе (порт низкого давления) на наружном блоке. Желтый шланг соедините с баллоном с фреоном и обязательно стравите из него воздух, на секунду открыв вентиль.

Источник: Youtube | CinemaCum

4

Откройте вентиль на баллоне с хладагентом и синий вентиль на манометрической станции, чтобы фреон пошел по шлангу. Запускайте его малыми порциями, отслеживая показатели манометра. Например, у фреона 410 А рабочее давление при плюсовой температуре на улице — 6–7 бар. Значит, нужно поднять значение до 6 бар.

Источник: Youtube | Aleks дежурный по кухне

5

Закончив закачку фреона, закрутите вентиль на баллоне. Откройте манометр, чтобы газ из шланга ушел в кондиционер.

Источник: Youtube | Aleks дежурный по кухне

6

Отсоедините манометр от кондиционера. Для этого прижмите шланг, открутите гайку и затем быстрым, но аккуратным движением снимите его.

Источник: Youtube | Aleks дежурный по кухне

7

Закрутите и хорошо затяните колпачок на штуцере (порт низкого давления), чтобы потом не было проблем с работой кондиционера.

Источник: Youtube | Aleks дежурный по кухне

8

Установите на место крышку наружного блока и вкрутите шуруп в центральное отверстие. Не забудьте закрутить колпачок на баллоне.

Источник: Youtube | Aleks дежурный по кухне

Заправка фреона по массе — более точная, так как можно отмерить нужное количество хладагента. Общий принцип похож, только еще задействованы весы.

Ход работы:

  1. Установите на электронные весы баллон с фреоном и обнулите показания. Он должен стоять строго вертикально, чтобы измерения были точными.
  2. Подключите желтый шланг манометра к баллону с фреоном, предварительно закрыв на том вентиль. Синий шланг — к сервисному порту на наружном блоке кондиционера.
  3. Аккуратно приоткройте вентиль на баллоне, чтобы стравить воздух из желтого шланга. Потом снова закройте его.
  4. Включите кондиционер в режим охлаждения на самую низкую температуру и подождите, пока заработает компрессор.
  5. Медленно поверните вентиль на баллоне с фреоном против часовой стрелки и приоткройте вентиль на синем манометре. Жидкий газ начнет поступать в систему.
  6. Следите за весами. Вам нужно закачать точно столько фреона, сколько указано на наклейке на корпусе наружного блока.
  7. Когда на весах вы увидите, что нужное количество фреона утекло в кондиционер, закройте сначала вентиль на баллоне, затем — на синем манометре.
  8. Дайте системе поработать 5–10 минут, чтобы хладагент равномерно распределился. Следите, чтобы не было шумов, инея и других нетипичных признаков.
  9. Быстро и аккуратно открутите синий шланг от сервисного порта, чтобы потеря фреона была минимальной. Закрутите колпачок.
  10. Посмотрите, как работает кондиционер. Охлаждение должно быть стабильным, без запаха и без перебоев.

Заправка фреона по массе с помощью весов. Источник: Youtube | Центр Климат

Диагностика после заправки

Следуя рекомендациям, убедитесь, что кондиционер работает правильно после заправки фреона:

  • Первые пару часов внимательно понаблюдайте за системой, включив устройство в стандартном режиме охлаждения. Не должно быть посторонних шумов, частых включений и выключений компрессора или резкого запаха.
  • Измерьте температуру выходящего воздуха. Поставьте пирометр или термометр у внутреннего блока: температура должна быть на 7–10°C ниже комнатной. Это признак того, что система работает корректно.
  • Осмотрите медные трубки. На обратной (толстой) может появиться легкий иней — это допустимо. Но плотный слой льда, особенно на обеих трубках, говорит о неисправности.
  • Проверьте дренаж. Убедитесь, что вода уходит без задержек, нет подтеков или капель с внутреннего блока.
  • Оцените общее состояние системы. Компрессор должен работать равномерно, без рывков и перегревов. Внешний блок — включаться и стабильно функционировать.

Как правильно пользоваться кондиционером в квартире

Узнайте больше

Избыток хладагента — не менее опасная проблема, чем его нехватка. Слишком большое количество фреона создает чрезмерное давление в системе, из-за чего может выйти из строя компрессор. Главные признаки избыточной заправки:

  • конденсат на внешнем блоке (особенно на компрессоре)
  • сильный иней или даже лед на трубках высокого давления
  • частые отключения и перегрев компрессора
  • слабое охлаждение при высоком давлении на манометрах

Если вам кажется, что фреона слишком много, стравите его. Для этого накрутите на сервисный порт шланг с манометром и вентилем на конце. Откройте его буквально на секунду, чтобы выпустить немного газа. После снова проверьте показания давления. Повторяйте, пока они не достигнут нормы.

Если вы не уверены в своих действиях, лучше пригласите специалиста: удаление лишнего фреона требует аккуратности и точных замеров.

Часто задаваемые вопросы

Всегда ли заправляют кондиционер после установки?

Почему после дозаправки фреоном кондиционер все равно плохо охлаждает?

Сколько фреона теряется при утечке за год?

Можно ли заправить кондиционер без весов и манометров?

Можно ли просто долить фреон в сплит-систему без удаления старого?

Нужно ли каждый год заправлять кондиционер?

Как утилизировать баллон со старым фреоном?

Резюме

Заправка фреона в кондиционер — важный этап обслуживания техники. Если в системе не хватает хладагента, устройство начинает хуже остужать, а со временем может выйти из строя. Именно поэтому важно следить за признаками утечки и своевременно устранять ее последствия.

Чтобы провести процедуру самому, необходимо иметь представления об устройстве сплит-систем и типах хладагентов. Если сомневаетесь в своих силах, лучше сразу обратиться к специалисту.

Оцените статью

9 1

Опубликовано

20.06.2025

Подписывайтесь на нас в Telegram

Все статьи под рукой

соединительные элементы, в которые вкручивают медные трубки для циркуляции хладагента, шланги манометров и другие компоненты системы кондиционирования

медные трубки, по которым фреон циркулирует между внутренним и наружным блоком кондиционера

Комментарии: